ДЛЯ МАМ И ПАП МАЛЕНЬКИХ КАРАПУЗИКОВ!
Решетнякова Любовь Васильевна,
воспитатель высшей категории,
МДОУ ЦРР Д/С №23 «Родничок» г. Туапсе
Вашему малышу исполнился 1 год! Кроха взял в руки карандаш! Отлично, вы самая замечательная мама!
Ваш ребёнок может оказаться будущим Левитаном! Истоки таланта до сих пор не ясны? Конечно, великим и даже средним художником он может и не быть. Но значит ли это, что изобразительная деятельность ребёнка – занятие бесполезное?
Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности.
Не упустите ранний, а затем дошкольный возрасты, наиболее благоприятные для их развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. В этой деятельности идёт интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.
А если малыш умеет рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную реакцию близких людей, его зрителей, - он счастлив.
Если вовремя создать условия для проявления и развития изобразительной деятельности, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития вашего ребенка. Но для этого мамам и папам, всем, кто общается с малышом, надо знать, как возникает и развивается детская деятельность.
Вот основные ступени развития изобразительной деятельности и ваши действия:
1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним.
Предоставляйте ребенку материал, позволяйте разнообразно действовать с ним. Поддерживайте его интерес к экспериментированию с материалом!
2. Интерес ребенка к действиям взрослых с материалом.
Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом. Рисуйте, лепите на глазах малыша и для него. Показывайте, как можно пользоваться материалом. «Читайте» свои рисунки вместе с ним.
3. Интерес малыша к следу, оставленному на бумаге, и появление ассоциативного образа.
Знакомьте ребенка с окружающими предметами, явлениями. Рассматривайте предметные и малосюжетные картинки. «Читайте» и обыгрывайте детские рисунки - «каракули». Удивляйтесь и радуйтесь им.
4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-то нарисовать.
Поддерживайте кроху в этом стремлении, хотя детский рисунок и представляет собой «каракули». Постарайтесь увидеть в этих «каракулях» образы, задуманные ребенком, радуйтесь вместе с ним, хвалите его, играйте с рисунком.
К концу второго года ваш малыш поднялся на ступеньку выше в изобразительной деятельности. Он уже непросто называет, что случайно получилось в его «каракулях», он сам определяет содержание будущего рисунка: «Нарисую машину», то есть он сам ставит цель, изобразительную задачу, впервые зарождается замысел.
Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенденцию в действиях малыша. Продолжайте выказывать заинтересованное отношение к результатам изображения, обыгрывайте их, поощряйте. В то же время обогащайте впечатления ребенка от окружающего мира. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для проявления у него новых замыслов.
Когда вашему ребенку исполнилось 2,5 года, программа приобщения его к изобразительному искусству может быть более сложной.
Вот над какими задачами надо работать:
1. Продолжайте обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
2. Воспитывайте у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).
3. Воспитывайте у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
4. Помогайте малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании, лепке; знакомьте со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования. Линия, ритм штрихов и цветовых пятен – те изобразительные средства, которые доступны вашему ребенку. Одновременно с этим малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь).
Техника рисования карандашом (по Т.С. Комаровой) такова: надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. Кисть не бросать, а ставить на подставку, держать в пальцах, а не в кулаке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
Каких же успехов можно ждать от вашего малыша к трем годам?
1. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремиться заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать вам о своих интересах в рисунке.
2. Видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него, получается; делится с вами своей радостью.
3. Знает, где лежит материал.
4. Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш, кисть и действовать ими (набирать краску, промывать кисть, обсушивать).
5. Достаточно точно и уверенно выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает кусочки, скатывает.
6. Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.
Но эти успехи будут достигнуты только в том случае, если вы создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка.
Бывает и так, что при всех ваших стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не печальтесь – все дети разные, темпы их развития тоже. Ваш малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Продолжайте заниматься с ним рисованием и больше разговаривайте по поводу его рисунка. Поддерживайте его стремление рисовать, отнеситесь к нему бережно, - малыш фактически рассказывает вам о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Сохраните это желание общаться с вами через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед вами свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Помните: он ждет поддержки и поощрения. Насмешки, даже самые безобидные, недопустимы. Всякая насмешка навсегда лишает взрослого духовной близости со своим ребенком, а, следовательно, лишает возможности направлять его развитие.
У наших малышей самые замечательные родители!
И мы все вместе научились многому! Смотрите информацию на сайте МДОУ ЦРР Д/С № 23 "Родничок" г. Туапсе
Желаю Вам успехов! Будьте счастливы!
(при подготовке статьи использованы материалы учебно-методического пособия для дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания/ Г.Г.Григорьева, Н.П. Кочетова «Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет:)